Вопрос: какая машина - самая лучшая для тюнинга?
Ответ: Skyline GT-R (Нэдзука Садаши)
В этой статье я расскажу про 32-й GT-R и немного раскрою тему того, что это за машина и почему ей так болеют многие любители тюнинга и профессионалы автоспорта. А также укажу на ее недостатки, болезни и достоинства на примерах эксплуатации и тюнинга - благо эти примеры творились на моих глазах.
История кузовов HNR32 и BNR32 началась в Японии в уже далеком 1989 году. В 1993-м кузов HNR32 сняли с производства, а BNR32 делали до 1995-го. И до сих пор эта машина в тепличном состоянии, с пробегом 20-50 тысяч км, стоит в Японии от 20000 у.е. Почему так? Ведь вряд ли кто-то из вас припомнит так уж много машин, имеющих настолько высокую стоимость на вторичном рынке. Мне на ум приходит только Honda NSX 1991 года.
Краткая экскурсия по машине
BNR32 - это 2-дверное купе, оснащенное полным приводом, механической коробкой передач и рядным шестицилиндровым мотором объемом 2600cc с двойным турбонаддувом, Вес автомобиля колеблется от 1400 до 1480 кг и зависит от года выпуска и комплектации. Мощность двигателя – 280 л.с. на 6800 об./мин, крутящий момент – 36 кг/м на 4400 об./мин. Также есть LSD в заднем редукторе, система ABS и система подруливания задних колес - HICAS. То есть вроде бы ничего сверхъестественного и супер-выдающегося. Но это, конечно же, не так.
В 1989 году другой машины с такими же данными просто не было. И до 1995 года она безраздельно побеждала на всех трассах Японии.
Это была лирика, теперь перейдем к практике. Я расскажу о двух ипостасях этой машины в России. Ипостась первая - машина выходного дня.
Я не рассматриваю эту машину как вариант на каждый день намеренно. Просто дочитав до конца, вы поймете, почему.
С чего начать? Начать надо с покупки. Это очень непростая задача. Я рассмотрю покупку с аукциона, так будет понятно для всех. Определим ценовой диапазон. Например, 5000-6000 долларов. За эти деньги можно найти подуставший GT-R с перспективой ремонта и восстановления. Дешевле или дороже - решать только вам.
Купили, привезли в разборе конструктором, выплатили пошлину и забрали эти дрова со склада. Что дальше? А дальше нужно полное ТО с переборкой мотора, ходовки, частичной покраской кузова и т.д. Почему? Все просто. Вы же хотите на нем ездить, и ездить быстро и по возможности беспроблемно? Просто мотору, ходовке и коробке досталось горя уже до вас, а кузов в любом случае пострадал при разборках, перевозках и т.д. Вот тут и встает вопрос - как делать, где делать, какие запчасти покупать и т.д. Скажу одно: если вы привезли машину себе, то делать надо хорошо и у тех людей, кто умеет делать GT-R. Другие варианты – только на ваше усмотрение.
1. Мотор
Если предположить, что мотор на машине прошел честные 80-120 тысяч км с одометра, то его все равно надо вскрывать. В 95% случаев это будет не зря. Прежде чем покупать какие попало запчасти и думать о куче лошадиных сил почти даром, хорошо определитесь, где и как вы будете ездить на этой машине. От этого будет зависеть выбор запчастей и количество лошадей. Если город, трасса и иногда покатушки - то выбор у вас почти один.
Это хороший, грамотно обслуженный и сделанный буст-ап. То есть все на моторе остается стандартное. Но с небольшими добавлениями и изменениями.
Что менять в этом случае? Рассмотрим вариант с хорошим блоком и живым коленвалом:
- Прокладка железная 87 мм – 1,2 мм - производитель любой.
- Помпа родная новая.
- Термостат на 65 градусов.
- Желательна установка радиатора толщиной 48-53 мм.
- Желателен осмотр вязкомуфты вентилятора и ее замена при необходимости.
- Масляный насос от BNR34, не забудьте прокладочку для него.
- Желательна установка масляного кулера 13-16 типа с выносным фильтром и термостатом.
- Поршни на 86 мм от BNR34 в комплекте с кольцами и пальцами.
- Вкладыши коренные и шатунные, номера которых должен правильно определить ваш мастер.
- Турбины от BNR34. Они позволят вам снять немного больше мощности и момента на том же давлении. Новые или б/у - решать вам.
- Считалки свежие от BNR34 или просто новые от любого GT-R.
- Датчики кислорода от BNR32 - по необходимости.
- Трамблер от BNR32.
- Катушки от любого GT-R, просто новые или свежие.
- Свечи для двигателей RB с калильным числом 7-8-9.
- Конечно, все расходники - ремень ГРМ, остальные ремни и сальники.
- Очень желательна промывка инжекторов или их замена на более свежие от любого GT-R. Или покупка новых. Желателен регулятор топлива Nismo, он встает вместо родного без всяких проблем.
- Также необходима замена топливного насоса на насос от BNR34, нового или б/у – опять же на ваше усмотрение. И поменяйте топливный фильтр.
- Также большое внимание уделите всем резиновым воздушным, топливным и прочим шлангам и хомутам. При необходимости все поменяйте. Это в будущем сэкономит вам время и нервы. То же самое касается элементов проводки и фишек на ней.
- Естественно, должны быть сделаны все регламентные работы при разборе и сборе мотора - промывка, чистка, притирка клапанов. При необходимости – шлифовка поверхности блока и головки. Самой головке тоже нужно уделить внимание.
- Если у вас уже стоят неродные воздушные фильтры, то поменяйте их на новые или в крайнем случае постирайте, если это возможно. Если у вас родной фильтр, то достаточно купить поролоновую вставку от любой известной фирмы.
- Также желательна покраска клапанных крышек и впускного коллектора, так как эти части почти всегда поцарапаны и ободраны. Цвет выбирать вам. Но помните, что желательна замена центрального лейбла под выбранный цвет.
Вот ваш мотор и собран.
2. Коробка, ходовая часть, тормоза
Механическая пятиступенчатая коробка на BNR32 89-93 гг. выпуска имеет ряд недостатков, которые проявляются уже к 70-90 тыс. км пробега. Поэтому ее желательно просто поменять на коробку от BCNR33 – б/у или новую. Они еще выпускаются. Переделка там минимальная. А если у вас BNR32, выпущенный во второй половине 1993 года, то вообще ничего не нужно переделывать.
Сцепление вам понадобится 2-дисковое керамическое, прямого или обратного выжима. Зависит от года выпуска вашего GT-R. Если ставить б/у, то рекомендую HKS. Если новое - то большой разницы нет.
Обязательна замена передних верхних рычагов на усиленные и регулируемые, также нужна замена передних тяг. Стойки можно выбрать под ваш стиль езды и покрытие дороги. Их, как б/у, так и новых, выбор очень большой.
Уделите внимание резинкам и сайлент-блокам, а также шаровым и системе HICAS.
Тормозные диски желательно проточить. Поставить новые 400-450-градусные колодки любой известной фирмы. Если пробег на машине очень большой, осмотрите внимательно суппорты.
3. Электроника
Если вам на шару с машиной ничего не досталось, то нужно вам немного:
- Датчик температуры выхлопных газов
- Датчик давления турбины
- Датчик давления топлива
- Спидометр до 260-320 км/ч
- Простенький бустконтроллер
Этого будет вполне достаточно. Многие обходятся только спидометром :)))
Маленький совет - не нагружайте машину нереальной музыкой, сабвуферами и т.д. От этого она быстрей не поедет, а весу ей вы добавите :)) Достаточно иметь хорошую магнитолу и две пары компонентных динамиков.
4. Кузов
Работы с кузовом делайте на свой вкус и цвет, но помните, что GT-R и так хорош. Достаточно просто привести все в порядок. Уделить внимание задним аркам, порогам, передним стаканам и т.д. Купить две распорки, если с машиной не достались.
5. Резина и диски
Диски и резина могут быть разные. Но если вам достались родные диски R16 и резина 225/50R16, не спешите от них избавляться. Они вам очень помогут, если вы захотите заехать на 402 м.
На трассе и в городе можно использовать диски 17×9 с оффсетом 20 и 18×9 с оффсетом 30. На оффсет обязательно обращайте внимание.
Резина - 255/40R17 и 245/40R18. Резина больших размеров совсем не желательна. Для нее у машины должно быть больше мощности и запаса прочности по агрегатам, про которые я еще упомяну.
Вот машина собрана и все девайсы установлены. Начинаем подготовку к запуску. Заливаем все жидкости, не забываем про жидкость для 4WD в багажнике и ее прокачку при необходимости. Вместо нее можно применить жидкость для гидроусилителя руля. Не забудьте про новую тормозную жидкость и прокачку самих тормозов и ABS.
В мотор очень желательно не просто залить масло, а прокачать его через все систему, включая кулер. Как это сделать - придумайте сами, но двигатель до этого не запускайте.
Запуск состоялся. И вдруг на табло горят желтые лампочки - 4WD, ABS, HICAS. Не беда. Ниссан любит хороший контакт. Ищите массу, разрыв и т.п.
Наконец все работает и у вас почти счастье. Не торопитесь. Нужно сделать развал, убедиться в нормальной работе всех систем, обкатать в очень спокойном режиме машину и мотор.
Масло для мотора из доступных рекомендую Shell 10w60 летом и 5w40, 5w50 в холодное время года. Хотя все зависит от задач, которые вы поставите для машины. Для коробки - Mobil и Castrol, то же и для редукторов. Для заднего – масло LSD. Dexron в раздатку. Если машина используется в жестких режимах, то для мотора будет нужен HKS или Wacos, а для коробки - Oberon.
6. Настройка
Обычно на таких машинах уже стоят прошитые мозги, чаще под буст-ап. Если все-таки у вас есть ограничение по скорости и бусту - не беда. Этот комп легко прошивается. Во Владивостоке с этим проблем нет. Убирается ограничение по скорости и бусту, отсечка выставляется до 8500 оборотов - дальше на такой версии мотора уже нельзя. Про большой выхлоп писать не буду - обычно он стоит на всех GT-R. Если у вас его не оказалось, то стоит он копейки.
И что в итоге?
В итоге на бусте 0.8-0.9 кг - 320-340 л.с. Такой автомобиль можно использовать каждый день. Или 400 л.с. на бусте 1.2 кг. Такое давление можно использовать только на прохват.
С этими данными вам вряд ли кто-то составит компанию на трассе. Мотор, ходовка и резина позволят вам спокойно разгоняться до 280 км/ч, а 402 метра вы сможете проехать за 12,5 с без всяких проблем. А это, поверьте, совсем немало.
Эта машина позволит вам ездить по знакомым дорогам совсем по-другому. В тех поворотах, где вы на другой машине ехали 100-120 км/ч, на этой будете ехать 140-150 км/ч. Она поможет вам понять, как можно быстро менять полосу движения, как быстро ускориться со 100 км/ч до 200 км/ч, вы зайдете в поворот на заднем приводе, а выйдете на полном, и при этом даже не успеете понять, что у вас включилось 4WD. Тормоза тоже вас приятно порадуют своей упругостью и замедлением.
Но это на трассе. А что же в городе?
А в городе - теснота улиц, короткий разгон, торможение, езда на 1-3 передаче, большой расход совсем не дешевого топлива, жесткий старт на керамике, пока не привыкнете :)) Жесткое прохождение стыков и ямок, низкая посадка, теснота в салоне, жар от мотора и коробки, невнятная работа климат-контроля, который чаще дует жарой, чем прохладой летом и не дает достаточно тепла зимой. Тесные упругие кресла, от которых кайф летом, зимой лишат вас куртки. Частое ТО, замена масла через 1500-2500 км, проверка всех систем, поскрипывание салона, свист ветра через уплотнители стекол и еще сто мелочей, которые отнюдь не принесут вам удовольствия.
Но все это заметно лишь до того момента, пока ваша правая нога не надавит педаль газа до пола и тахометр не перейдет отметку в 3000 оборотов. Вот здесь вы и забудете про все недостатки Nissan Skyline GT-R. А когда дойдете на 4-й передаче до 7500 оборотов, вы будет помнить про него только хорошее :)) И так будет всегда.
Теперь о том, во сколько это все встанет. Математика здесь простая. Купив машину в Японии за 5000 у.е., привезете за 2700, оформите за 2000-2500, на ТО и подготовку уйдет от 6000 до 13000 у.е.
То есть машина встанет в сумму от 15500 до 23000 у.е. И тут выбирать только вам.
Но помните, что даже за эти деньги вы не сможете купить другую готовую машину, которая будет превосходить 32-й GT-R по всем показателям.